Психология и бизнес. Статьи
ВНУТРИФИРМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ - ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
(А.ЯНОВСКИЙ)
Сделать так, чтобы конфликтов, конфликтных ситуаций стало меньше. Именно МЕНЬШЕ, потому что конфликты временами бывают весьма полезны.
Конфликты присущи любой сфере человеческой деятельности. Неизбежны они и в бизнесе. Слово "конфликт" глубоко вошло в нашу жизнь и сознание.
Конфликт - категория психологическая, т.к. предполагает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, позиций, целей двух и более людей (физических, юридических лиц, групп и т.д.). Для того чтобы конфликт возник "расцвел" во всей своей красе, нужен повод (инцидент), т.е. действия одной из сторон, в результате которых происходит ущемление интересов, прав или свобод другой стороны (сторон), даже если это делается не по злому умыслу.
Конфликты, по сути (форме) различны, и их следует классифи-цировать по:
- Степени вовлечения сотрудников на:
1.1. Горизонтальные - в них вовлечены сотрудники, не состоящие в подчинении друг другу;
1.2. Смешанные - вовлечены сотрудники как находящиеся в подчинении друг у друга, так и в таких взаимоотношениях не состоящие;
1.3. Вертикальные - в них вовлечены сотрудники, находящиеся в подчиненном положении.
- Результатам их последствий для предприятия на:
2.1. Конструктивные (созидательные), возникшие из-за различных просчетов и ошибок в сфере управления, как то:
- отсутствие четкости в распределении функций;
- несоответствие прав и обязанностей;
- отсутствие необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач;
- низкий уровень исполнительской дисциплины;
- низкая управленческая компетенция менеджеров и т.д.
Такие конфликты можно условно назвать конфликтами структуры и системы управления.
2.2. Деструктивные - для которых характерен сильно выраженный субъективный компонент, а именно:
- заниженная критичность менеджера по отношению к своим действиям;
- нежелание менеджера создавать условия для эффективной работы подчиненных;
- нарушение служебной этики (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения и т.п.);
- нарушение трудового законодательства;
- несовместимость сотрудников (идеологическая, психологическая, нравственная, физиологическая, религиозная).
К большим неприятностям чаще всего приводят нарушение трудового законодательства и психологическая несовместимость сотрудников.
Наиболее вероятными причинами тяжелых затяжных конфликтов, носящих деструктивный характер, являются:
- Недостаточная профессиональная компетентность части персонала
- Низкая управленческая компетентность руководства
- Плохая исполнительская дисциплина (персонал не знает, что можно, а чего нельзя)
- своего труда; характером отношений с коллегами и руководством и т.д.) Неоптимальный (некомфортный) морально-психологический климат (неудовлетворенность сотрудниками; результатами
- Наличие микрогрупп и неформальных лидеров с негативной направленностью.
Самое серьезное влияние на формирование внутри фирмы "взрывоопасной" конфликтной ситуации в последнее время оказывают
процедуры увольнения (сокращения) и перевода на неполную занятость сотрудников. Руководителей обычно мало волнуют чувства
и переживания персонала, который по тем или иным причинам не по своей воле попадает под сокращение штата
или в силу серьезных мотивов самостоятельно изъявляет желание покинуть фирму.
Причины, на которые ссылается сотрудник при увольнении по собственной инициативе, и подлинные мотивы, побудившие
его к такому непопулярному в наше время шагу, могут существенно отличаться. Следует в каждом случае определить истинную причину
увольнения сотрудника, правильно ее оценить и принять решение о целесообразности в данной ситуации попыток удержания данного лица
в коллективе либо о реализации процедуры его бесконфликтного увольнения.
Каковы бы ни были причины увольнения сотрудника, он должен покидать фирму без чувства обиды, раздражения и мести.
Только в этом случае можно надеяться на то, что уволенный сотрудник не предпримет целенаправленных действий, могущих спровоцировать конфликт.
При увольнении сотрудника по инициативе руководства необходимо побеседовать с ним, внимательно выслушать его контрдоводы,
аргументы и замечания в отношении характера работы, стиля руководства, климата в коллективе. Увольняемый сотрудник обычно
весьма критично, остро и правдиво освещает ситуацию в фирме, указывает на чреватые конфликтами места,
организационные и технические просчеты, неурядицы, противоречия. Такие сведения ценны и важны, их следует объективно оценивать
и использовать для формирования нормального психологического климата и минимизации вероятности возникновения конфликтов.
Психологи, изучающие конфликтные ситуации, определяют пять основных линий (стратегий) поведения конфликтующих сторон.
1.Приспособление - стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
- есть желание разрешить конфликт любой ценой;
- конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
- налицо готовность пойти на односторонние уступки;
- отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда "игра не стоит свеч").
2. Компромисс - решение конфликта путем взаимных уступок.
Дает эффект в случаях, когда:
- аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
- необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
- стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
- путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.
Компромисс не исключает возобновления конфликта, возможно в несколько иной форме.
3. Сотрудничество- попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Эффективно, когда:
- есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
- можно найти в разногласиях элементы, компенсирующие друг друга;
- нужно разрабатывать различные варианты решения;
- ранее удавалось конструктивно разрешать возникающие противоречия;
- стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликтной ситуации.
Сотрудничество не исключает того, что та или другая сторона будет недобросовестно выполнять взятые на себя обязательства
4. Игнорирование- попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него. Это опасная стратегия. Прибегать к ней можно только, если:
- источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
- конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;
- есть уверенность в том, что время ослабит напряженность ситуации, и все разрешится само собой;
- конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
- вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи. Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту.
5. Соперничество, конкуренция- бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции.
Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправ дано, когда:
- есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции и есть средства ее защиты;
- конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
- оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
- отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями (например, возможен крах предприятия);
- в случае поражения произойдет потеря авторитета и компаньоновесть уверенность в правильности и правомерности своей позиции и есть средства ее защиты;
- конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
- оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
- отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями (например, возможен крах предприятия);
- в случае поражения произойдет потеря авторитета и компаньонов
Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки поиций оппонентов,а также наличия ресурсов для отстаивания своей позиции<
Менеджеры-психологи, отвечающие за психологическую безопасность фирмы, называют проверенные практикой пути к согласию в конфликтной ситуации и рекомендуют ими руководствоваться. Их советы логически вытекают из интегрированной линии поведения конфликтующих сторон.
Во-первых, там, где это возможно, следует искать взаимные выгоды, а там, где интересы сторон вступают в противоречие, следует настаивать на решении, основанном на беспристрастных объективных критериях, не зависящих от воли сторон.
Во-вторых, каждая из конфликтующих сторон должна искать в своей позиции возможность уступок и идти на них, чтобы достичь компромиссного решения и не осложнить взаимоотношения сторон. Когда стороны готовы понять друг друга и пойти навстречу, вероятность разрешения конфликта очень высока.
В-третьих, следует отделить споры между конфликтующими сторонами от проблемы, которую нужно решить. Сконцентрироваться на выгодах, а не на позициях. Проанализировать ряд различных возможностей подхода к решению проблемы, оценить альтернативные варианты решения и выбрать лучший из них на данный момент, взаимо-приемлемый для сторон конфликта. Не смешивайте человеческие отношения и спорные вопросы, не прибегайте к личным выпадам.
В-четвертых, следует стремиться к созданию идеальных рабочих мест. Ведь там, где царит порядок и хорошее настроение, где кипит слаженная работа, мало места для конфликтов. Рабочее место должно излучать радость и покой для самого работника.
Руководители фирмы должы стремиться создавать внутри фирмы такие условия, чтобы фирма стала вторым домом труженика
И, наконец,в-пятых,- это системный комплексный подход к минимизации конфликтных ситуаций, а именно:
- профилактика конфликтных ситуаций путем повышения надежности системы управления персоналом;
- разработка алгоритмов разрешения конфликтов на научной основе и четкой схемы действий администрации в конкретных ситуациях (примирительные процедуры при конфликтных ситуациях);
- создание адекватной системы психической саморегуляции и высокой эмоциональной устойчивости персонала; применение психотехнологий положительного воздействия на персонал.
- бесконфликтные процедуры перемещения (перераспределения), неполной занятости и увольнения (сокращения) персонала.
Только комплексный подход к профилактике конфликтов позволяет добиться устойчивых хороших результатов.
Ниже приведены в качестве примеров варианты алгоритма разрешения конфликтов (таблица) и модели психологической безопасности фирмы (рис. 1).
Следует подчеркнуть, что безопасность деятельности любой фирмы во многом зависит от того, в какой степени квалификация ее сотрудников, их морально-нравственные качества соответствуют решаемым ими задачам. Данное обстоятельство заставляет наиболее дальновидных руководителей фирм использовать методы и процедуры научной психологии и кадрового менеджмента, с помощью которых можно достаточно быстро, на-дежно и всесторонне оценить возможность возникновения конфликта, составить его психоло-гический портрет и выбрать наи-более эффективную технологию управления конфликтом (извлекать пользу для бизнеса из конструктивных сознательных конфликтов и гасить в зародыше деструктивные конфликты).
Любая команда (коллектив)-это живой организм, и, как живой организм, она в своем развитии претерпевает различные, в том числе и негативные изменения, ведущие к конфликтам. Для того, чтобы эти изменения не превратились в деструктивные конфликты, их необходимо постоянно контролировать с использованием различных методов, в том числе и психологических.
Одним из таких методов является социометрия. С помощью социометрического обследования можно довольно быстро и точно оценить степень сплоченности той или иной социальной группы, социальный статус каждого ее члена, наличие в группе микрогрупп и неформальных лидеров. Появляется возможность оценить психологический климат группы и адекватность стиля руководителя, выбранного ее формальным лидером.
Таблица
Алгоритм разрешения конфликтов
|
Поведение конфликтующих сторон
|
Механизм достижения соглашения сторонами
|
1. Признавайте наличие конфликта
|
Не игнорируйте конфликт. Если чувствуете, что конфликт
назревает, прямо заявите об этом.
|
2. Очертите зону конфликта
|
Определите границы конфликта. Выявите вовлеченные в
конфликт стороны. Установите причины, приведшие к конфликту, его глубину и
позиции сторон.
|
3. Проявите свою заинтересованность в разрешении
конфликта
|
Создайте при проведении переговоров с конфликтующими
сторонами атмосферу сотрудничества, делового общения. Договоритесь о
сотрудничестве
|
4. Установите процедуру, регламент и правила
переговоров
|
Большинство конфликтов не удается разрешить сразу.
Поэтому необходимо выработать определенный план совместных действий и
процедуру контроля исполнения этого плана.
|
Модель психологической безопасности фирмы.
Таблица
Внимание!!!
Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного
центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив
сайт ЦП НГУ.
|
|