Психология и жизнь. Статьи

"БАРБИЗМ" И "ЯГИЗМ" В НАШИ ДНИ
(Е.Е. Пронина, канд. психол.наук, доцент кафедры практической психологии МИПКРО)

В игре и игрушках есть что-то магическое. Вы, наверное, замечали, как чувствуешь себя под дулом игрушечного пистолета. Поэтому во все времена игрушки делались и выбирались со значением. Покупая игрушку, каждый родитель думает о том, каким бы он хотел видеть своего мальчика; жестким, сильным, смелым или интеллектуальным, спокойным, внимательным. Ну а что касается девочки - тут все ясно: идешь в ближайший магазин и покупаешь куклу. Все было ясно до того момента, как появилась... Барби.

После первой волны восхищения и ажиотажа оказалось, что далеко не всем родителям нравится эта кукла. Неоднозначные оценки она вызывала и у психологов: разрушается коллективная игра, особенно традиционная игра в "дочки-матери". Как же теперь девочки освоят семейные правила и роли? Не начнут ли они стремиться исключительно к красивым престижным вещам, не станут ли холодными, расчетливыми эгоистками, искательницами приключений, легкомысленными модницами?

Так девочки оказались вдруг в центре внимания, А что же они сами? А они исступленно грезили о Барби. Сыпались мольбы в редакции газет и журналов. А одна отчаянная 8-летняя мечтательница написала даже президенту Горбачеву.

Прошло еще совсем немного времени, и вот уже у девочек появились целые коллекция Барби, Синди, Сэнди и т. д. На очередь встала мечта о разных сопутствующих принадлежностях - мебели, посуде, косметике, модных журналах и т. д. Появились даже жених - Кен и дети - пупсы.

Поистине, это было триумфальное шествие. Чем его можно было объяснить? Западные, например, немецкие куклы у нас продавались и раньше. Некоторым они нравились, но далеко не всем, и никогда не вызывали ажиотажа. Очевидно, Барби - принципиально иная кукла. Во-первых, она - взрослая девушка. У нее взрослые наряды, взрослые "интересы", наряды, косметика, яхты, бассейны, лошади... Ею можно восхищаться, ей можно завидовать, подражать. Вместе с ней можно вести светскую жизнь, ходить на балы, наряжаться, кататься на лошади, танцевать в балете, быть певицей, ужинать при свечах со своим избранником, ну и, конечно, воспитывать детей, если очень хочется.

А традиционная кукла - это младенец или девочка, одетая, как и подобает ребенку, как одевается и сама хозяйка куклы. Ей можно покровительствовать, ее можно нянчить, наказывать или хвалить, учить уму разуму, то есть быть по отношению к ней мамой, воспитателем... Играя в "дочки-матери", дети выступают в роли родителей, взрослых, а куклам отводят роли детей, которых можно нянчить, наказывать, поучать. С Барби такая игра невозможна. Она явно старше и сильнее. Остается только представлять себя на месте Барби. И вот тут-то возникают действительно серьезные вопросы. Дело в том, что отождествление, идентификация себя с куклой на самом деле происходит. Исследование, которое проводилось в московских школах среди учениц младших классов показало: более половины (58%) опрошенных девочек хотели бы походить на Барби.

Впрочем, не только младшие школьницы, но и вполне взрослые девушки мечтают быть такими, как Барби. В свое время, когда куклы только появились на прилавках, на эстраде взошла новая звезда, правда, просуществовавшая недолго, со сценическим именем Барби. Можно смело сказать, что Барби стала идеалом для миллионов девочек во всем мире. Яркой иллюстрацией этого психологического феномена стала история американской девушки Синди Джексон, которая потратила 25 тысяч долларов на 18 пластических операций, чтобы стать похожей на Барби. Одни операции были успешными, другие - нет, но она не остановилась до тех пор, пока не достигла своей цели и не стала увеличенной копией Барби.

Стремление на кого-то походить для ребенка неудивительно. Обычно этим человеком становится ближайший взрослый - мама (для девочки), папа (для мальчика). Но может быть также и старший брат, сестра, дядя, тетя, герой сказки и т. д. Возраст с 3 до 6 лет - "эдипов возраст" по Фрейду - является ключевым в психосексуальном развитии и полоролевой идентификации ребенка. Именно в это время ребенок начинает осознавать себя девочкой или мальчиком и усваивает систему эталонов, норм, правил, запретов, а также первоначальные нравственные категории. Ребенок активно начинает искать модель для полоролевой идентификации. От того, с кем сопоставляет себя растущий человек, зависит внутренний образ "Я" ребенка, способность в будущем устанавливать близкие эмоциональные отношения и, наконец, иметь семью.

По законам психоанализа для девочки такой моделью должна стать мать, и в сложных превращениях "комплекса Электры" родится новая женщина - повторение своей матери. Но, согласно нашему опросу, многие девочки в качестве своего идеала охотнее выбирают куклу. А на вопрос о том, похожа ли на нее мама, смущенно отвечают "нет"...

Вот так. Каковы же психологические последствия такого выбора?

Что такое мама как модель для подражания? Согласно детским сочинениям и ответам на вопросы анкеты, - прежде всего заботливая, любящая, добрая. А что такое Барби? Красивая, счастливая, богатая - ослепительная. Выбирая Барби, девочка ориентируется уже не только, а может, и не столько на способность жертвовать и любить, которую она видит у матери, сколько на активность, удачу, успех, амбициозность, предприимчивость. Можно себе представить, что в будущем такая девочка не удовлетворится тем, что ей выпадет в жизни, не осановит свой выбор на первом встречном. Она не станет терпеть мужа алкоголика и покоряться судьбе из благородных побуждений. Потому что Барби невозможно представить себе в этой роли. Барби заботится о достойной жизни для себя и своих детей.

Вспомните, о чем писали дети в своих сочинениях о будущем раньше, до появления Барби? Наверное, это были размышления об ответственности перед государством и обществом, о необходимости трудиться на общее благо... Если бы кто-то написал о том, что женится (выйдет замуж), будет иметь столько-то детей или столько-то комнат в доме, то это было бы воспринято как нечто неприличное или эгоизм. Если вы не застали это время, посмотрите фильм "Доживем до понедельника". В этом фильме начала 70-х рассматривается ситуация, когда девочка в сочинении на тему "Моё представление о счастье" всего лишь осмелилась писать о семейном счастье. На что учительница сказала: "Что же это за мечты в твоем возрасте?!"- и запретила ей читать свое сочинение вслух, так как в классе "присутствуют мальчики". Хотя сейчас это кажется пародией, в действительности тут практически нет преувеличения.

Что же пишут дети сегодня? В ходе исследования, о котором уже говорилось, детей просили представить и описать свою будущую семью. Результаты оказались несколько неожиданными. Вот выдержки из сочинений учениц 4-го класса (сочинения мальчиков мы не приводим, так как они пока за скобками наших размышлений):

"Когда я вырасту, прежде всего я пройду курсы полицейской (именно женский род был использован в сочинении). Чтобы суметь обеспечить свою будущую жизнь. И я думаю, что выйду на работу. А потом найду человека, который мне понравится. И мы будем жить вместе, ведь необязательно выходить замуж. ...на работе я буду забывать о домашних делах и проблемах...'

"Я бы хотела, чтобы мой муж работал директором какого-нибудь заведения. Я хочу, чтобы мы жили в большой красивой квартире с большим бассейном и садом. Дом был бы двухэтажным с четырьмя комнатами. Одна комната была бы детская, дальше спальня, зал и гостиная."

"Замуж я выйду не раньше, чем двадцати трех лет."

"Я думаю, что я выберу хорошего мужа... Я не хочу, чтобы мой муж был пьяницей. Чтоб он занимался с детьми и был признателен за мой труд, который я внесу в домашний очаг."

"Я выйду замуж не раньше 25 лет. Работать я буду юристом, а муж будет работать главным полицейским. Детей не больше двух. Два можно, но три никак нельзя... Дом я хочу двухэтажный со своим садом, с бассейном. И чтобы иметь этот дом, выйду за человека побогаче."

"Когда я вырасту, стану взрослой, пойду учиться в институт. Получу образование, найду себе престижную работу, буду зарабатывать большие деньги. Чтобы красиво одеваться и выглядеть привлекательной. И чтобы на меня обраицали все окружающие внимание, в особенности мужчины. Хочу ездить за границу, отдыхать или по работе. И когда-нибудь повстречать мужчину моей мечты. Выйти замуж удачно. Родить ребенка. Чтобы мое создание радовало мою семью. Я хочу, чтобы мой ребенок был умным, здоровым, красивым и чтобы моя семья жила счастливо и не знала бед и забот."

Девочке из фильма "Доживем до понедельника" эти сочинения показались бы чересчур смелыми. Она-то всего лишь писала о том, что будет верно любить мужа и детей. Складывается впечатление, что дети прекрасно осведомлены о принципах феминизма и феминистском движении. Но на самом деле все эти разительные перемены связаны, конечно, не столько с красноречием взрослых, которые сами оказались застигнутыми врасплох таким поворотом событий, сколько с характером ранней полоролевой идентификации, особенностями психосексуального развития.

Но, может, пора вернуться? И какое значение здесь имеет кукла7 Однако не случайно один из религиозных деятелей Кувейта призвал запретить куклу Барби, так как "формы тела этой куклы слишком напоминают взрослую женщину, а это оказывает дурное влияние на детей".

Очевидно, что раньше психосексуальное развитие происходило как-то по-другому. Большинство родителей и педагогов об этом даже не подозревали. И сам процесс развития и результат были иными. Общество получало терпеливую, нетребовательную женщину, готовую стоически выносить все трудности и лишения, выпадающие на долю ее мужу, семье, способную принести в жертву интересы своей карьеры, творческого самовыражения ради карьеры или планов мужа. Только такая женщина могла самоотверженно работать на малооплачиваемой должности, на грязной и тяжелой работе: на тракторе, на ремонте дорог, на расчистке снега - везде, где потребуется.

Как это ни парадоксально звучит, но половая идентичность так называемой тургеневской девушки и, не менее знаменитой, некрасовской женщины, которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет", - скорее мужская, чем женская. Сила духа, решительность, инициативность, готовность подхватить знамя, выпавшее из рук бойца, - вот за что она ценится. В общем - это надежда и опора, одним словом, это мужчина, но... с комплексом неполноценности женщины, всегда готовой уйти в тень.

Каким образом воспитатели добивались столь потрясающих результатов Надо признать, что в нашей стране при ее постоянных катаклизмах всегда была необходимость в таких женщинах. Мужчин то заберут на войну, то на рытье каналов - тут уж ничего не поделаешь. Причин много. А выручали особенности ранней полоролевой идентификации. Во-первых, мать сама была такой женщиной. И она/ как правило, поднимала семью одна без мужа (погибшего на войне/ сгинувшего в ссылке, потерявшегося на бесконечных дорогах). Мать не думала о себе, она жила ради других. Но и в более спокойные времена стиль воспитания не способствовал развитию "эгоизма" в женщине. Скромность, покладистость, душевность, серьезность, готовность довольствоваться малым -вот идеал дочери.

Одним из способов "укрощения" женщин было воспитание в них комплекса неполноценности, в том числе через чувство стыда за свой пол, презумпцию греховности женской природы и сексуальности. Комплекс женской неполноценности, зависть по отношению к мужчине не были биологически обусловлены, как утверждал Фрейд, а были инспирированы культурой, основанной на патриархальных принципах, как показала К. Хорни. Сталкиваясь с вопросами пола по мере психического созревания, ребенок одновременно усваивал строгие социальные запреты и табу в области сексуального поведения, касавшиеся почти исключительно женщин и сопровождавшиеся суровыми наказаниями. За один и тот же проступок юношу ожидало снисхождение, а порой и скрытое поощрение, а девушку - всеобщее презрение, деготь на воротах, оскорбительные прозвища и даже физическая расправа. Все это не способствовало формированию позитивной женской идентичности. К девочкам всегда предъявлялись более строгие требования в скромности, послушании и т. д. В результате помимо смешения элементов мужской (ответственность, выносливость) и женской (жена, мать) идентичности у девочек появлялся еще и комплекс неполноценности, лишавший их уверенности и не позволявший им впоследствии претендовать на те же места в обществе, которые уверенно занимались мальчиками. Таким путем к настоящему времени вследствие инертности культурных стереотипов сложилась парадоксальная картина; среди людей с высшим образованием больше всего женщин (90% учителей, 80% врачей, 60% инженеров), а руководящие, денежные и престижные должности во всех этих областях занимают мужчины.

Какое значение при таком историческом анамнезе приобретает Барби? Ясно одно: ОНА ПРИШЛА ВОВРЕМЯ.

Да, цветущая женственность Барби бросает вызов всем фигурам умолчания. Но при этом Барби не вызывает ощущения предосудительности своей сексапиль-ности, напротив - санкционирует женственность, сексуальную привлекательность, придает ей нормативный характер. Девочке, игравшей в детстве с Барби, не придет в голову стесняться своей женской внешности. Ее идеал, Барби, женственна, свободна и имеет все, что можно пожелать. И каждая девочка, стараясь походить на Барби, будет стремиться к тому же. Попадая к девочке именно в "эдиповой фазе" ее развития, Барби помогает половой идентификации, способствуя обретению уверенности и инициативы - важнейших завоеваний этого этапа, как считает крупнейший американский психолог Э. Эриксон.

Конечно, сексуальная привлекательность ценилась и раньше. Однако считалось, что достойная, серьезная женщина хороша не этим. Вспомните хотя бы старинные портреты пуританских семейств, где женщины со строгими серьезными лицами лишены какой бы то ни было миловидности. Сексапильность казалась чем-то таким, что унижает женщину, словно намекая на ее доступность. Поэтому женщина, стремившаяся занять достойное место в обществе не за счет внешности, а в силу своих интеллектуальных и деловых способностей, старалась скрыть свою привлекательность (сравните модель поведения женщин ученых, учительниц и актрис, певиц, манекенщиц). Барби "показывает", что можно быть сексуально привлекательной и не потерять уважения окружающих.

Появление Барби (в 1959 году) не случайно совпало с движением бунтующей молодежи 50-60-х годов - битников и хиппи, - ратовавших за личную свободу, против социального давления и контроля. Вместе с прочими были отвергнуты и многие сексуальные ограничения и стереотипы. Сексуальная революция, как это ни парадоксально звучит, носила во многом духовный, индивидуалистический характер, провозглашала личную свободу в области интимно-личностного, сексуального поведения. Тем самым сексуальная революция отменила внешний социальный надзор, основной груз которого в силу неравенства полов несла женщина. Снятие морального террора в сфере сексуальных отношений практически уничтожило основу для дискриминации по признаку пола, что позволило женщине постепенно преодолеть негативную идентичность, избавило ее от комплекса вины и сделало вообще более инициативной во всех сферах жизни. Значение сексуальной революции отнюдь не в сексуальной раскрепощенности, а в расширении сферы личной ответственности и ограничении тотального социального контроля над индивидуальностью.

Таким образом, сексуальная революция, хотя и не преследовала этой цели, имела огромное значение для психологической эмансипации женщины (вследствие общей эмансипации индивидуального сознания от социального контроля). Однако энергия сексуальности двойственна и в той же степени, в какой стимулирует самоутверждение, способна подчинить человека его собственной биологической природе. Освобождение сексуальной энергии из-под социального контроля требует высокой зрелости индивидуально-личностных механизмов саморегуляции, включая внутренние нравственные императивы и формы сублимации. В противном случае сексуальность как один из сильнейших природных инстинктов способна подавить сложные формы психической активности и даже тормозить процесс психологического созревания.

Не случайно сексуальность сегодня является универсальным орудием психологических манипуляций, породив явление сексплуатации (sexpluatation) или сексиндустрии, то есть зарабатывания денег на эксплуатации сексуальных образов в фильмах, прессе и т. д. Практически все музыкальные группы, эстрадные певцы, теле- и кинокумиры делают на ней свой имидж. И этот источник вымогания зрительских эмоций и денег практически неистощим - всегда на подходе новое поколение, входящее в фазу повышенной сексуальности. Старые и новые "звезды", преуспевающие имиджмейкеры и продюсеры используют одни и те же образы, жесты, приемы, жмут на одни и те же педали, а зрители все равно реагируют.

Сексуальность становится единственным раздражителем, дающим сильные ощущения. Возникает что-то вроде наркотического привыкания. В результате происходит "застревание", консервируются проблемы ранних этапов развития личности и незрелой психики, а главное, не формируется способность к переводу энергии в творческую, интеллектуальную, продуктивную деятельность. Все другие активности практически утрачивают свое значение. В этом и состоит основная опасность для поколений, застигнутых врасплох коммерциализацией сексуальности.

Барби попадает в руки ребенка гораздо раньше, чем возникает повышенная сексуальность, и служит другим психологическим задачам. Однако всякая зацик-ленность опасна. И если у девочки мал кругозор, отсутствует опыт общения с увлеченными и серьезными людьми, то у нее легко может возникнуть впечатление, что внешняя красота - необходимый атрибут успеха, счастья и социального одобрения, а работа, скажем, фотомодели - лучшая, а может, и единственно достойная. В нашем опросе девочкам предлагалось выбрать наиболее интересную профессию из ряда перечисленных, среди которых были фотомодель, врач, учитель, переводчик и др. Оказалось, что девочки, стремящиеся походить на Барби, в большинстве случаев выбирали профессию фотомодели, в то время как другие были гораздо разнообразнее в своих пристрастиях. Помимо профессии фотомодели они называли профессию учителя, врача, стюардессы и т. д.

Идеализации образа манекенщицы способствуют и красочные иллюстрированные издания, и реклама, и разнообразные шоу, создающие культ физической красоты по чисто коммерческим соображениям. Если девочка воспринимает все это слишком серьезно, она рискует все свои душевные силы направить на то, чтобы соответствовать стандартам фотомодели (как это сделала Синди Джексон). Потому так важно уделять внимание разностороннему интеллектуальному и личностному развитию ребенка. Между "эдиповым" возрастом и возрастом повышенной сексуальности (14-18 лет) - этап продуктивной деятельности, обретения чувства компетентности и умелости. Тогда сексуальность спит. Тогда еще есть время заложить основы для последующей полноценной и разносторонней жизни. Можно развить интеллектуальные и творческие силы ребенка, которые позволят ему устоять в буре и натиске нового взрыва пубертатного возраста.

Да, Барби пришла вовремя, но не менее важно для ребенка, чтобы, выполнив свою задачу, ОНА ВОВРЕМЯ УШЛА, уступив место другим интересам и занятиям - чтению, познанию, спорту, дружбе и т. д. До того как пробудится настоящая сексуальность, девочка должна многое успеть и многому научиться.

Так кто же она такая. Барби? Почему этот, в сущности, безликий продукт массового производства стал предметом массового потребления и превратился в социально-психологический феномен? Стоит только представить себе, сколько миллионов девочек сегодня одновременно затевают сюжетные игры со своей любимицей, переодевают ее, шьют для нее новые одежды, собирают о ней наклейки, чтобы ощутить, как количество переходит в качество, и кукла становится чуть ли не социально-психологической обучающей машиной, влияющей на строй мыслей и чувств будущего поколения женщин. А совсем недавно, около года назад, была выпущена Барби в инвалидной коляске, чтобы дети, имеющие физические недостатки, не чувствовали себя ущербными. И покупатели охотно приняли новинку. Так что даже перестав быть образцом физического совершенства, Барби остается в глазах девочек образцом уверенности в себе, независимости и счастья.

Возможно, когда-нибудь уроки Барби будут забыты. Но сиюминутное могущество ее очевидно. Это уже не только игрушка, это фактически элемент повседневной духовности общества, если хотите, персонаж современного фольклора. О Барби пишутся сказки, издаются комиксы, сочиняются песни. Среди традиционных сказочных персонажей, которых любят изображать в играх и рисовать дети младшего возраста, Барби потеснила даже царевну-лягушку и Золушку.

В чем секрет ее могущества, который не могут одолеть ни строгие ревнители нравственности, ни трезвые прагматики, ни сердобольные хранители женской душевности? Кто она, великодушно позволяющая каждой своей почитательнице быть женственной и сильной одновременно? Таким влиянием образца, идеала, покровительницы, внушающей уверенность и радость, могла пользоваться лишь женщина женщин, глава материнского рода, всесильная царица.

Она всегда была рядом с нами, в фантазиях, сказках, легендах. Однако время шло. материнский род утрачивал свое влияние и уже во времена патриархата, боясь женственности, люди стали бояться и ее, придали ей устрашающую внешность, дикие поступки и назвали... Бабой-Ягой, колдуньей. Но к ней же приходили Иванушки искать мудрости и дороги к суженой. Баба-Яга - всегда сама по себе, живет так, как хочет, ведет свое хозяйство, никому не подчиняясь, словно глава амазонок. (Кстати, не случайно в сказках у нее бывают только дочери или сестры.)

Когда сказки складывались (а это было начало патриархата), люди склонны были такой судьбой и припугнуть доченьку, а подсознательно, может, и подсказать запасной выход.

Пришло время и она сбросила уродливую личину, представ в образе красной девушки, чуть ли не богини. Но погодите умиляться. Неукротимость и воля остались те же. И подтверждение этому мы будем встречать все чаще в лице наших собственных дочерей.

Внимание!!!
Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив сайт ЦП НГУ.

Архив

  

С 8 по 14 июля 2003 года состоится 5-й, юбилейный, выездной психотерапевтический интенсив "Сибирское лето 2003", организуемый НУЦП НГУ и Сибирским филиалом Московского Института Гештальта и Психодрамы Дополнительная информация на сайте Центра Психологии НГУ
Внимание!!!
Приглашаем консультирующих психологов, психотерапевтов и студентов выпускных курсов психологического факультета на программу профессионального тренинга "ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ"


Рейтинг@Mail.ru