| Психология и бизнес. Статьи
СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИРМЫ: О МЕТОДОЛОГИИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПО ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ. 
(Ю. КРАМАРЕНКО)
Стратегическое видение, место службы управления персоналом в общей системе организации и мера ее ответственности, общие подходы, основные цели и задачи службы, последовательность проведения первоочередных мероприятий по созданию службы, место и роль консультантов, краткая характеристика методики оценки деловых качеств - вот основные темы о которых пойдет речь в данной статье. Материал подготовлен на основе обобщения опыта по оказанию консалтинговых услуг отечественным компаниям.
 I.	СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕОсновополагающим принципом в деятельности Службы управления персоналом является прием на работу только тех людей, которые по своим деловым качествам могут эффективно участвовать (прямо или косвенно) в продаже выгод от предлагаемых компанией товаров и услуг (см. Приложение).
 При этом важно указать, что Служба управления персоналом должна действовать в строгом соответствии с выработанной в компании корпоративной стратегией.
 Корпоративная стратегия обычно определяется как реакция организации на внешние возможности, требования и опасности в соответствии с ее организацией, уровнем компетентности и имеющимися средствами.
 Однако стратегия - не самоцель, а ряд путей и вариантов достижения основных будущих целей организации. Стратегическое видение должно быть, по возможности, максимально рациональным, а не результатом принятия желаемого за действительное. При этом полная рациональность не достижима - будущее неизвестно и формируется массой внешне независимых событий. Собственные действия организации - лишь небольшой фрагмент этого будущего.
 Таким образом, положение организации в будущем определяют, прежде всего, личные оценки и суждения лиц, ответственных за принятие основных решений. Именно поэтому становится актуальным привлечение Службой управления персоналом внешних консультантов для проведения с определенными категориями сотрудников организации т.н. развивающего консалтинга. Его суть - развитие навыков оргпроектирования на основе четкого осознания реальных перспективных и текущих целей компании, исключение противоречий между существующей структурой фирмы и системой управления в ней со стратегическими целями развития конкретного бизнеса.
 Кроме того, Служба управлением персоналом должна соучаствовать в создании выраженного конкурентного преимущества компании.
 Конкурентное преимущество - основной элемент организационного совершенствования в условиях, когда организации должны конкурировать друг с другом. Это преимущество - не трюк на несколько месяцев (например, умная рекламная кампания), а внутренняя органичная способность долго сохранять высокий уровень эффективности работы.
 Следовательно, чтобы конкурентное преимущество "заработало" необходимо изучить состояние дел в фирме, выявить т.н. слабые звенья и требующие реформирования участки деятельности, разработать пакет дифференциальных выгод. 
 Именно поэтому становится актуальным проведение диагностики общей системы управления, организации циркулирования информационных потоков между структурными подразделениями компании.
 II. МЕСТО СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕРА ЕЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИСлужба управления персоналом является функциональным подразделением, т. к. по своей сути непосредственно не участвует в основной деятельности, но обеспечивает нормальное функционирование организации.
 Важно отметить, что во взаимодействии линейных и функциональных руководителей заложен потенциальный конфликт. Для его устранения предполагается введение т. н. совместной ответственности. Суть - и линейные руководители, и специалисты по человеческим ресурсам несут ответственность за реализацию основной задачи управления человеческими ресурсами - повышение эффективности их использования.
 Служба управления персоналом решает эту задачу путем создания общих условий (систем, процедур, программ), способствующих более полному использованию деловых качеств сотрудников, и осуществления контроллинговых функций за эффективность использования делового потенциала каждого работника.
 Линейные руководители осуществляют ежедневное управление людьми, т. е. заставляют эти системы работать.
 III. ОБЩИЕ ПОДХОДЫВ целях совершенствования общей системы управления компанией представляется целесообразным в рамках Службы управления персоналом выделить отдельное структурное подразделение: учетно-контрольный орган.
 В связи с этим необходимо четко разграничить зоны ответственности и направления работы с персоналом по следующей схеме разделения полномочий:
 В рамках учетно-контрольного органа - управление (отдел) кадров:
 
управление линейными кадровыми подразделениями структурных единиц компании;
документирование процесса движения кадров (прием, перевод и увольнение работников, предоставление отпусков, командирование);
документирование оценки труда работников (в рамках т. н. технического сопровождения деятельности аттестационной комиссии);
оформление и ведение трудовых книжек;
оформление и ведение личных дел;
ведение личных карточек;
учет, хранение и соучастие в разработке организационных документов (Устав организации, структура и штатная численность, штатное расписание, Положения о структурных подразделениях, Положение о персонале, Положение об аттестационной комиссии, должностные инструкции работников). В рамках собственно Службы управления персоналом (характер и объем возлагаемых на нее задач может варьироваться). 
 Предлагаются к рассмотрению два варианта ее роли в общей системе управления компанией:
Т. н. специализированная (в рамках поддержания и развития организационной культуры) - Служба координации и развития человеческих ресурсов:
 
ориентация новых сотрудников;
обеспечение мотивации;
организация обучения;
развитие у работников чувства ответственности;
работа с жалобами и трудовые отношения;
отбор кандидатов на вакансии (в рамках изучения соответствия деловых качеств с возлагаемыми функциональными обязанностями);
соучастие в работе аттестационной комиссии (в рамках оценки делового потенциала работников организации).
 При этом надо отметить, что основное "поле деятельности" Службы координации и развития человеческих ресурсов расширяется и включает в себя не только работу с персоналом, но и организацию эффективного взаимодействия со службой безопасности, службой маркетинга, профсоюзами, соучастие в совершенствовании работы с акционерами.
 
Т. н. традиционная по управлению персоналом - Служба управления персоналом. Базовыми направлениями деятельности такой службы могут быть:
 
Суть - определение, на что работа нацелена, и какие люди должны быть наняты для ее исполнения.Анализ работы (определение характера работы каждого сотрудника).
 
Суть - определение требований к персоналу и осуществление его поиска.
Суть - комплексное применение методов изучения кандидатов.Планирование потребности в персонале и найм кандидатов на работу.
 
Суть - обеспечение их информацией и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы.Ориентация и обучение новых сотрудников.
 
Суть - разработка системы оплаты труда на основе определения относительной ценности каждого вида работы.
Суть - совершенствование эффективной поощрительной системы.
Суть - оптимизация процесса аттестования, повышение уровня объективности при оценке персонала.Управление оплатой труда.
 
Суть - нацеливание персонала на достижение целей организации.Создание у работников чувства ответственности.
 
Работа с жалобами и трудовые отношения.
 Суть - организация эффективной работы с лидерами профсоюзов, прогнозирование их действий во время профсоюзных акций с целью разработки мероприятий, снижающих их возможное негативное воздействие на персонал.
 По нашему мнению, с учетом финансовых, временных затрат и планируемой первичной производственной отдачи, целесообразно начать построение Службы с предложенного, т. н. специализированного, варианта с последующим его перспективным развитием до уровня т. н. традиционного.
 IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫВне зависимости от выбранной схемы функционирования Службы вновь формируемое подразделение имеет единую Цель:
 содействие в увеличении индивидуального вклада каждого работника в достижение целей организации на основе постоянного развития и максимально полного задействования делового потенциала персонала.
 В предложенных вариантах Служба должна в той или иной степени решать следующие Задачи:
 
Участие в разработке и реализации целей и стратегии управления персоналом.
Разработка и реализация комплекса планов и программ по работе с кадрами.
Формирование и закрепление в организации работников требуемых специальностей и квалификации на основе применения научных методов прогнозирования и планирования потребности в кадрах, решения комплекса задач, связанных с удовлетворением каждого работника условиями, характером и содержанием труда.
Улучшение качественного состава исполнительских кадров, специалистов и руководителей, создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции всего персонала.
Формирование и подготовка резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности на основе планирования карьеры, развертывания системы непрерывной подготовки персонала с использованием практики оценок, переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
Достижение максимальной эффективности труда работников всех уровней на основе рационализации структур и штатов, укрепления дисциплины труда и реализации гибкой политики материального стимулирования.
Выявление причин и поиск путей устранения конфликтов, создание и укрепление благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Оптимизация форм участия трудящихся в управлении организацией, - обеспечение удовлетворительных 
отношений с профсоюзами и другими формами представительства трудящихся.
Внедрение научной методологии профотбора и профориентации в целях активизации деятельности вновь принимаемых работников, сокращения сроков их адаптации. Организация взаимодействия с профильными учебными заведениями.
Обеспечение соблюдения норм трудового права в работе с персоналом.
Создание условий для утверждения здорового образа жизни персонала с целью повышения его производственной отдачи.
Совершенствование процессов управления персоналом на основе внедрения научных методов, передовых технологий кадровой работы, стандартизации и унификации кадровой документации, применения технических средств.
 V. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ СЛУЖБЫ.В целях оптимизации финансовых и временных затрат на создание и начало эффективного функционирования Службы предлагается реализовать следующую последовательность действий:
 
Провести общую диагностику эффективности функционального взаимодействия между структурными подразделениями организации и выборочный анализ делового потенциала определенных категорий работников.
Цель - выявление т. н. "болевых точек", требующих первоочередного "лечения" с помощью вновь создаваемой Службы.
На основе полученной информации провести сопоставительный анализ реального состояния организационной культуры с имеющимся у руководства представлением о ее уровне.
Цель - выработка плана первоочередных и перспективных мероприятий по приведению в соответствие организационной культуры со стратегическими целями Компании (в рамках решаемых Службой задач).
Осуществить корректировку предложенной организационно-штатной структуры Службы.
Цель - детализация (оптимизация) объема финансовых затрат на ее создание и обеспечение эффективного функционирования.
Подбор дополнительного персонала для Службы и обучение специально выделенных работников (при необходимости) современным технологиям изучения делового потенциала персонала и его "нацеливания" на достижение целей организации.
Цель - найм на работу мотивированных и квалифицированных специалистов по управлению персоналом.
 VI. МЕСТО И РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТОВСуществуют ситуации, когда для подготовки важных решений, затрагивающих будущее всего дела, необходим очень тщательный диагностический анализ всей структуры организации. Он может предшествовать крупной реорганизации, приобретению собственности, слиянию фирм и т. п. Задача консультанта - помочь клиенту провести диагностику состояния дел в рассматриваемой организации.
 Консультант может привлекаться как независимый эксперт для проведения исследования в компании с целью представления объективного отчета о текущем состоянии, сильных и слабых сторонах, а также перспективах дальнейшего развития. Он, консультант, может дать оценку эффективности системы управления, делового потенциала старшего и среднего управленческого персонала.
 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ СЛУЖБЫ."Комплект для изучения индивидуально-психологической пригодности к видам деятельности с доминантой функций общения"
 Методика изучения и оценки делового потенциала персонала разработана в 1989 - 1992 гг. в России.
 Данная методика позволяет определить деловой потенциал человека на данный момент времени и сделать годичный прогноз эффективности его реализации им в различных ситуациях - простых, экстремальных или ситуациях с риском для жизни данного человека.
 Методика разработана и апробирована на широком контингенте сотрудников, работающих в различных сферах бизнеса (деятельности) - от технического персонала до менеджеров различных, в т. ч. и высших, звеньев управления (директоров крупных предприятий).
 Методика выявляет наличие и сформированность интегральных качеств личности, позволяющих человеку использовать имеющийся профессиональный опыт в ролях руководителя, ответственного исполнителя, исполнителя и самостоятельно восполнять его дефицит в случае необходимости.
 Прикладной аспект методики - получение информации о лояльности и надежности персонала, оптимизация его задействования с точки зрения получения максимальной отдачи (принесения прибыли).
 
 Варианты методики могут быть использованы для изучения делового потенциала следующих категорий работников:
 
руководителей различных звеньев управления в гостиничном бизнесе;
сотрудников, непосредственно связанных с продажей услуг;
материально ответственных сотрудников;
технического персонала гостиниц;
сотрудников Службы безопасности.
 При этом во всех случаях оценка респондента осуществляется по принципу:"ПРИГОДЕН = НАДЕЖЕН + СПОСОБЕН", а в деловых характеристиках отражается информация:
 
уровень надежности и лояльности,
целесообразные направления использования,
многофункциональность,
ожидаемое поведение,
обучаемость,
соответствие должности.
 
Особенности и преимущества методики.
 
В отличие от других методик, применяемых при оценке персонала (общепсихологических тестов), данная методика разработана СПЕЦИАЛЬНО для этой цели.
Методика исключает неоднозначное толкование результатов в отличие от общепсихологических тестов, интерпретация которых является искусством и не свободна от субъективизма.
Методика разработана на российском материале и в отличие от большинства тестов, использующихся при оценке персонала, не требует адаптации к особенностям нашей культуры.
Методика имеет прогностическую ценность, так как позволяет дать однозначный ответ на вопрос о том, как лучше использовать данного человека, исходя из его индивидуально-психологических особенностей.
  "Управление персоналом", №9, 1999 год. 
 
    
	
		|  Внимание!!! Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного
 центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив 
сайт ЦП НГУ.
 |  |