Психология и жизнь. Статьи

СУЕТА СУЕТ И …
(В. Антип, психолог.)

...Одиночество и само по себе имеет втягивающую силу. Оно нашептывает думы, не имеющие ничего общего с думами живых людей. Что-то совершенно особенное, не скажу чтобы фантастическое или бессвязное, но никогда не кончающееся и притом доступное для бесконечных видоизменений. Думы плывут безостановочно, сами собой, не бередя старых ран и не смущая тревогами будущее. Для человека, перешибленного пополам и имеющего за плечами целое бремя всевозможных "сований", одно воспоминание о которых заставляет краснеть, это до того хорошо, что всякий перерыв, всякое внешнее вторжение кажется несносным, тяжелым.
М.Е. Салтыков-Щедрин "Дворянская хандра" (Собр. соч. - Т. 4. - С. 415)

Наши отношения с другими людьми зачастую складываются так, как диктуют конкретные обсто­ятельства личной жизни, а не так, как видится в идеале, как хотелось бы самому себе и тем, с кем эти отношения устанавливаешь. На одном из слу­чаев, имеющих место в моей практике, можно увидеть, как и почему это иногда происходит. Вот что рассказала женщина, пришедшая на консуль­тацию:

"Личная жизнь и семейное счастье как-то не складывались: в период первого брака были рож­дены в любви два ребенка, но социальная неустро­енность супруга привела к разрыву отношений, конкретным поводом которого стало пьянство мужа. Попытка создать новую семью закончилась тем же.

В сорок лет оказалась в ситуации, которой не позавидуешь: комната в служебной коммунальной квартире, двое несовершеннолетних детей, старые и больные родители и не престижная, низкоопла­чиваемая работа. Старшей дочери надо было по­могать решать проблемы продолжения обучения в высшей школе, младшей - оплачивать обучение в средней школе, дающей возможность освоения перспективной профессии.

Сегодняшний день для меня - это суета, постоян­ные попытки "залатать" очередные дыры, это только то, что никаким образом не связано даже с намеком о возможности изменения жизни. Все проблемы этой жизни видимо сделали меня какой-то другой: и в детстве, и в студенчестве, и даже в первые годы суп­ружеской жизни я не страдала от проблем общения с другими людьми. У меня было много хороших знакомых, несколько близких друзей. С коллегами по ра­боте было легко и просто.

Со временем, по ходу развития проблем в личной жизни, все постепенно приобрело совершенно другой вид: я постоянно испытываю напряжение в общении с другими людьми, у меня стало очень мало знакомых, а в близких друзьях осталась одна такая же замороченная и неудачливая (если не хуже) подруга.

Я разучилась нормально разговаривать с детьми - все общение преиму­щественно носит деловой характер, связано с "разбором полетов" и напоми­нает общение начальника с подчиненными".

Впечатление от этого монолога можно проиллюстрировать фрагментом из известного рассказа А.П. Чехова "Крыжовник":

«- Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть мо­жет, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» (Собр. соч., т. 10, с. 64).

В самом общем виде можно сказать об этой ситуации следующее:

  • человек жил и не испытывал особых внутренних проблем;
  • в его жизни стало происходить что-то, что привело к возникновению таких проблем;
  • можно предположить, что с определенного времени обстоятельства жиз­ни породили какие-то внутренние препятствия, создающие трудности для ус­пешного общения и позитивного отношения к другим людям, к жизни;
  • у него есть достаточно сильное желание изменить свою жизнь.

Не секрет, что довольно часто многие из нас живут по логике событий, в которые вовлекают (сознательно или непреднамеренно) либо окружающие, либо сам образ жизни, либо характер работы и т. п. Любой человек обладает способ­ностью как поддаваться влиянию извне, так и влиять на события, разворачива­ющиеся вокруг него. Но не всегда мы можем заметить тот момент, когда про­исходит переход от ситуации, которая регулируется нами, к ситуации, в которой мы уже теряем эту возможность (или она значительно снижается).

Воображение может уводить нас так далеко от реальности, что результа­том будет существование уже не в реальном, а в выдуманном мире. Причин этому много. Иногда просто не хочется жить в той реальности, которая окру­жает вас. Способы, с помощью которых мы можем "убежать" от реальности, давно известны. Об одном из них очень ярко пишет М.Б. Салтыков-Щедрин:

"Я не хочу тоски, а хочу жить в гробу без прошлого, без будущего, даже без настоящего, хотя это и кажется на первый взгляд нелепым. Я убежден, что можно до такой степени убить в себе чувство жизни, что самая реальная, осязательная действительность - и та не то что покажется, а воистину сдела­ется призрачною, неуловимою....

Чтобы достигнуть этого результата, необходимо, прежде всего, отучиться от настоящих человеческих мыслей и заменить их другими, получеловеческими. Во-первых, это засвидетельствует о несомненном повороте в сторону благона­меренности, а во-вторых, удивительно как помогает жить, то есть умирать" (Собр. соч. - Т. 4. - С. 424-425).

Человек, который "накручивает" в своих фантазиях на реальные событие то, чего на самом деле нет, может настолько поверить в созданное его воображением, что все его поведение будет соответствовать выдуманной ситуа­ции, а не тому, что происходит на самом деле. Поэтому окружающие могут ( трудом понимать логику его поступков, а он будет трактовать их действия в логике своей "реальности" и в этом смысле будет не соответствовать (буде" неадекватен) тем реальным обстоятельствам, в которых живет и действует.

Наверное, есть большая доля правды и в словах героя повести А. Белого "Серебряный голубь", который говорит следующее:

"Россия - несчастная страна; вот вы говорите о несказанном; стало быть у вас в душе есть что-то такое, что вы не можете высказать; вы, молодой чело век, не только чудак, но вы еще и косноязычный чудак; вы - несчастный немой молодой человек, как и все теперь молодые люди немы; они говорят о чреватом молчании, потому что не умеют членораздельно выражаться. Когда говорят о несказанном, это опасный симптом; это доказывает лишь то, что человечество впадает в скотоподобное состояние; к сожалению, все теперь скотоподобны, не одни русские!.. вот вы, молодой человек, по-видимому, принадлежите к интеллигенции, а посмотришь на вас - мужик мужиком: это потому, что подлинная культура вам не под силу; оттого-то вы и чудачите; вы себя заставляете видеть сны: проснитесь..." (Собр. соч. - М., 1995. - С. 169).

Может быть, поэтому специалисты советуют людям почаще задавать себе простые вопросы типа:

  • Что происходит в данный момент?
  • Что я сейчас чувствую?
  • О чем я сейчас думаю?
  • Что я сейчас делаю?
Это позволяет посмотреть на себя как бы со стороны и помогает объектив­но оценить то, что на самом деле происходит в данный момент. Одновремен­но рекомендуется следить за своим дыханием, что также может помочь воз­вратиться человеку из воображаемых событий в мир реальности.

Именно этим мы и занимались с нашей посетительницей. На каждой встре­че мы пытались не только просто ответить на эти вопросы, но и проверить, насколько ее ответ соответствует реальности. Например, если на вопрос о том, что происходит в данный момент, звучал только один бесспорный от­вет: "Я сижу на стуле и беседую с психологом ", то сразу же возникал вопрос:

"А еще что?" И этот вопрос повторялся до тех пор, пока не исчерпывались возможности ответов на него. Все дополнительные вопросы появлялись при любых неточностях или недосказанностях. Это позволяло нашей по­сетительнице точнее, реальнее видеть ситуацию, в которой она оказалась. В результате стало происходить то, что мы называем "открытия", т. е. обна­ружилось, что:

  • в реальности все не совсем так плохо, как казалось;
  • та ситуация, в которой она оказалась, - это не конец жизни, а всего лишь один из промежуточных этапов, на котором жизнь не останавливается, а требу­ет принятия решений, определяющих цель следующего периода жизни;
  • не так сложно оценить реальность, принять решение и начать действовать.

"Неприятные мысли легко превращаются в фантазии, однако для того, чтобы они не становились деструктивными, их можно пытаться контролировать", - пишет известный специалист Джаннет Рейнуоттер. По ее мнению, в таких си­туациях необходимо переключаться на любое реальное событие, например:

"Сосредоточьте внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте его, думайте только о нем. Пытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все, что угодно: ноготь боль­шого пальца, обрезок бумаги, правый ботинок - "он коричневый, носки у него стерты, подошва на внутренней стороне износилась, надпись на под­кладке еле-еле можно прочесть" и т. д."

Другая опасность кроется в "уходе" от реальности через размышления оценочного характера, которые направлены на то, что уже произошло и мо­жет восприниматься как неудача. Чаще всего этот "уход" начинается с мысли, выраженной примерно в такой форме: "Вот если бы я... то..." или "Надо было тогда... и все пошло бы по-другому".

Обычно это связано с неуверенностью в себе, с заниженной самооценкой человека, с неприятием каких-то своих качеств, неприятием себя таким, какой есть, а может, даже с тем, что можно назвать психологическим мазохизмом, т. е. постоянным стремлением приносить себе душевную боль.

В этих случаях можно воспользоваться следующим советом. Если вам ничего не мешает, то перед сном можно попробовать делать так: "Закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточь­тесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке.

Вспомните все события и все действия в течение дня до утреннего пробуж­дения, попытайтесь вспомнить свои сны. Делайте это без эмоций и рассужде­ний.

Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте. Вспом­ните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру "Если бы я...". Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что это жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть".

Приходящие за помощью люди ждут совета, как изменить ситуацию, имея в виду прежде всего внешние обстоятельства. Особенность нашей профессии заключается в том, что мы помогаем людям изменить прежде всего что-то внут­ри себя. Во многих случаях именно внутренние проблемы не позволяют чело­веку успешно справляться с внешними неблагоприятными обстоятельствами. Это может быть и то, что называют "не тот настрой", "комплекс неполноценно­сти" или слабая развитость и даже отсутствие каких-либо важных для личности навыков (успешного общения, психологической зоркости) и т. п.

Мы уже говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах не всегда есть время для посещения психолога, или не всегда рядом есть психо­лог, которого вы знаете и которому доверяете. Не стоит особенно переживать по этому поводу, так как известно, что любой человек при определенных уси­лиях может эффективно помочь себе сам. Особенно, если речь идет не о за­старелой проблеме и у человека есть достаточно сильное желание ее решить. Попробуйте с помощью различных простых приемов осознать, что именно происходит с вами в данный момент.

Один из приемов, помогающих справиться с трудностями, описанными выше, заключается в следующем:
Возьмите блокнот и попытайтесь записать в нем своеобразный рассказ о том, что сейчас Вас тревожит:

  • как случилось, что Вы оказались в этой ситуации?
  • какие чувства Вы испытываете в этой ситуации?
Напишите другой рассказ об этой ситуации, в котором события и отноше­ния между участниками развивались бы так, как Вам хотелось. В этом расска­зе Вы делаете все, что хотите, все делается по Вашему желанию. Опишите все чувства, которые испытываете при новом ходе событий.

Другой прием заключается в следующем:

  • Расслабьтесь, сконцентрируйтесь на своем дыхании, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Вспомните в деталях, что и как происходит всякий раз в тот момент, когда Вам плохо. Что предшествует этому?
  • Как начинают разворачиваться события?
  • Какие чувства сопровождают каждый из этапов разворачивающихся событий?
  • Попробуйте оценить, нет ли в этой ситуации раз за разом воспроизводя­щейся схемы?

Если Вы нашли то, что всякий раз как бы "запускает" эту неблагоприятную ситуацию, то подумайте:

  • что можно сделать, чтобы помешать появлению этого "пускателя"?
  • как помешать ему раскручивать ситуацию в неблагоприятную для Вас сторону?
  • как подготовить себя к защите от неблагоприятных воздействий этой ситуации?
Попробуйте "проиграть" данные сценарий, в котором Вы уже знаете, как избежать появления нежелательных событий, или как защититься от всех не­благоприятных воздействий. Можно просто все это представить мысленно, можно рассказать вслух, а можно написать на бумаге. Дайте себе ответы на вопросы:
  • Насколько активна моя позиция в преодолении тех обстоятельствах, в которых я нахожусь в данный момент: "Я сделал все, что мог?"
  • Что мешает мне самостоятельно справиться с этой проблемой?
  • Что я обязательно сделаю, чтобы устранить эти препятствия?



Внимание!!!
Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив сайт ЦП НГУ.

Архив

  

С 8 по 14 июля 2003 года состоится 5-й, юбилейный, выездной психотерапевтический интенсив "Сибирское лето 2003", организуемый НУЦП НГУ и Сибирским филиалом Московского Института Гештальта и Психодрамы Дополнительная информация на сайте Центра Психологии НГУ
Внимание!!!
Приглашаем консультирующих психологов, психотерапевтов и студентов выпускных курсов психологического факультета на программу профессионального тренинга "ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ"


Рейтинг@Mail.ru