Психология и жизнь. Статьи

"Женский вопрос?"
(В.Э.Пахальян. Психолог)

А всему виной наше воспитание, батенька. В городах все воспитание и образование женщины в своей главной сущности сводятся к тому, чтобы выработать из нее человека-зверя, т.е., чтобы она нравилась самцу и чтобы умела победить этого самца... Нужно, чтобы девочки воспитывались и учились вместе с мальчиками, чтобы те и другие были всегда вместе. Надо воспитывать женщину так, чтобы она умела, подобно мужчине, сознавать свою неправоту, а то она, по ее мнению, всегда права. Внушайте девочке с пеленок, что мужчина, прежде всего не кавалер и не жених, а ее ближний, равный ей во всем. Приучайте ее логически мыслить, обобщать и не уверяйте ее, что ее мозг весит меньше мужского и что поэтому она может быть равнодушна к наукам, искусствам, вообще культурным задачам.
А.П. Чехов "Ариадна" (Собр. соч., т 9, с 131)

Так сложилось в новейшей истории, что дело как социальная категория и как значимая часть жизни стало (и до сегодняшнего дня остается) привилегией мужчин. Хотя сегодняшняя картина значительно отличается от картины столетней и даже 20-30-летней давности: женщины "врываются" в "мужское пространство" и активно его завоевывают. В современной литературе по проблемам управления и бизнеса с начала 80-х годов даже используется термин "стеклянный потолок", который обозначает невидимый барьер, ограничивающий продвижение женщин по служебной лестнице.

Сегодня никого не удивляет женщина, активно занимающаяся бизнесом, управляющая фирмой, банком или крупным промышленным предприятием. Однако освоение традиционно "неженских" видов деятельности представителями слабого пола связано с преодолением множества разнообразных препятствий, к числу которых относятся и психологические.

Поэтому у нас и не вызывают особенного удивления обращения за помощью тех женщин, которые решились заняться бизнесом или управлением. Возникающие у них проблемы - это, прежде всего следствие социокультурных стереотипов, сложившихся в отношении возможностей женщин, а также результат определенных особенностей воспитания девочек.

Такие проблемы существуют в любой стране, но в каждой они имеют как разную предысторию, так и разные, особые формы проявления.

Но факт остается фактом, и чтобы решить эти проблемы, мы должны реально представлять тех, кто активно оттесняет мужчин в управлении и бизнесе, кто завоевывает новое для нашей страны пространство рыночной экономики.

Какие же женщины завоевывают его? Социологические опросы показывают, что:

  • абсолютное большинство деловых женщин имеют высшее образование;
  • примерно 20% имеют ученую степень;
  • более 10% имеют два и более высших образования;
  • абсолютное большинство постоянно повышают квалификацию;
  • около 60% из опрошенных имеют гуманитарное, а около 30% - экономическое образование;
  • доход деловой женщины составляет от 50 до 100% бюджета семьи,

Оценивая саму себя, современная деловая женщина в России отмечает, что это, прежде всего женщина, имеющая интересную работу, красивая, умная, четко представляющая жизненные цели, готовая на подвиг, гармонично сочетающая женственность и деловитость, силу воли и обаяние, целеустремленность и чуткость.

Сравнение современной российской деловой женщины с различными категориями работников показало, что среди ценностей жизни она на первое место ставит работу, на второе - семью, на третье - активную деятельную жизнь, на четвертое - здоровье.

У мужчин-предпринимателей работа занимает только четвертое место, а у женщин госслужащих - восьмое.

Известно, что за все в жизни надо платить. Чем же обычно расплачиваются женщины, которые решили сделать дело важной частью своей жизни?

Во-первых, наибольшие потери заметны в той сфере, которую условно можно назвать "семейная жизнь". Здесь вырисовывается такая картина: около 80% деловых женщин имеют мужа или состоят в гражданском браке; около 20% -разведены; менее 50% имеют детей; около 90% опрошенных отмечают, что работа ущемляет их личные интересы и около 70% ощущают на себе давление общественных стереотипов о роли женщины в семье и обществе,

6 то же время более 50% из них игнорируют личные интересы, около 30% хотели бы изменить ситуацию в пользу семьи и друзей, более 5% отдали бы все время работе, только 12% удается сочетать работу с личной жизнью.

Во-вторых, было также установлено, что в большинстве случаев у деловых женщин выражены - страх перед распадом семьи, других значимых отношений, избегание лидерства в важных отношениях, неудовлетворенность своей женственностью, недооценка своих профессиональных достижений и т.п.

Интересны данные относительных сравнительных характеристик женщин и мужчин:

  • женщины превосходят мужчин по вербальным (словесным) способностям: а) их речь правильней и сложней, б) они легче решают задачи, в которых требуется найти словарные аналогии, в) у них выше беглость речи, г) они лучше и быстрее понимают письменный текст;
  • женщины с высшим образованием проявляют меньшую, чем мужчины с высшим образованием, склонность подчиняться мнению окружающих (они менее конформны);
  • женский организм хорошо справляется с длительными физическими нагрузками и психическими стрессами, а мужской организм - с кратковременными;
  • разброс интеллектуальных показателей среди женщин не так велик, как у мужчин, т.е. среди мужчин больше как дураков, так и умных;
  • женщин гораздо труднее обмануть при сделках, так как действия в уме они выполняют лучше и точнее, чем мужчины;
  • женщины обладают лучшей "психологической зоркостью", т.е. точнее распознают и прогнозируют поступки других людей;
  • психологически женщины более ориентированы на реальность, на конкретную выгоду в ближайшее время и менее склонны к риску, более полагаются на здравый смысл, чем на воображаемые результаты и т.п.

Этот далеко не полный список сравнительных преимуществ не означает, что у женщин существует больше предпосылок для успеха в деле. Эти качества делают их более успешными только в тех ситуациях, где наличие именно таких свойств может дать преимущество, но не более.

Для объективности приведем такие сравнительные "выигрышные" характеристики мужчин:

  • мужчины более смелы не только в действиях, но и в мышлении;
  • у мужчин выше креативность, т.е. стремление к творческим, неожиданным поступкам;
  • женщины уступают мужчинам в математических и пространственных способностях и т.п.

Специалисты, изучающие возможности людей (в том числе и связанные с признаком пола), отмечают, что вероятность успеха женщины-предпринимателя более высока в качестве второго лица при инициаторе-мужчине и в качестве специалиста по внешним связям.

Интересны и данные сравнительных характеристик ценностных ориентации мужчин и женщин, выбравших карьеру менеджера:

  • для мужчин такие ценности, как "семейная жизнь", "любовь", "дети", "успехи в работе" - являются не только главными, но и образуют как бы единую систему;
  • для женщин такие ценности, как "семейная жизнь", "любовь", "материальная обеспеченность" противостоят "интересной работе", "успеху", "развитию", т.е. являются как бы несовместимыми.

Поэтому социологические данные часто показывают картину, где видно, что вхождение женщины в мир бизнеса влечет за собой отказ (чаще всего временный) отличного счастья. Наверное, это и объясняет тот факт, что успешные в бизнесе женщины, как правило, лет на 5-10 старше своих коллег -мужчин.

Итак, на поставленный в заголовке статьи вопрос есть множество ответов, каждый из которых может помочь вам соизмерить свои представления об этом с установленными сегодня фактами и сделать для себя соответствующие выводы. Исходя из прочитанного, попробуйте ответить себе на следующие вопросы:

  • согласны ли вы со всеми выводами относительно особенностей, внутренних возможностей, связанных с признаком вашего пола?
  • если нет, то отметьте те, с которыми вы не согласны;
  • условно разделите их на две группы: все совсем не так, все не совсем так;
  • попробуйте определить для себя, почему вы не согласны с этими фактами, что "мешает" вам согласиться с этим или что надо сделать для того, чтобы вы могли пересмотреть свое мнение;
  • какие чувства вы испытываете при восприятии каждого выделенного вами как "не соответствующего вашему мнению" факта?

Для достижения максимального эффекта от такой работы можете использовать записи на бумаге, аудио- и видеозаписи, которые постарайтесь просматривать через определенные промежутки времени (через день-два, через неделю и т.п.). Постарайтесь отметить те изменения, которые происходят в вашем видении и оценке себя за это время.

Внимание!!!
Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив сайт ЦП НГУ.

Архив

  

С 8 по 14 июля 2003 года состоится 5-й, юбилейный, выездной психотерапевтический интенсив "Сибирское лето 2003", организуемый НУЦП НГУ и Сибирским филиалом Московского Института Гештальта и Психодрамы Дополнительная информация на сайте Центра Психологии НГУ
Внимание!!!
Приглашаем консультирующих психологов, психотерапевтов и студентов выпускных курсов психологического факультета на программу профессионального тренинга "ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ"


Рейтинг@Mail.ru