Психология и бизнес. Статьи

"Обучающийся" подход к развитию культуры организации.
(О. Староверов, О. Алехина.)

Феномен “организационной культуры”.

Начиная с конца 70-х начала 80-х гг. прошлого столетия менеджеры, исследователи и консультанты за ру­бежом столкнулись с тем фактом, что прежние концепции менеджмен­та имеют существенные практичес­кие ограничения, так как не учиты­вают многие культурные аспекты. В поисках нового пути к успешности предприятия ими был выделен осо­бый феномен, существующий в организациях людей — «организа­ционная культура». Обнаружилась необходимость учета этого нового фактора в работе предприятий. В результате, понятие «организацион­ная культура» стало активно рассмат­риваться в мировой научной литера­туре по организационному поведе­нию периода 80-х — 90-х гг. и даже стало очередным модным направле­нием в развитии науки об управле­нии предприятием.

Первоначально понятие «культу­ра» включало обычные образцы по­ведения и общие ценности, убежде­ния и допущения, характерные для социальных групп. В рамках конкрет­ной организации возникло понятие «организационная культура».

Анализируя существующую лите­ратуру по вопросу «организационной культуры» (корпоративной)*, можно выявить следующие основные смыслы, вкладываемые различными авторами в это понятие.

Организационная культура:

  • один из феноменов управле­ния; специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, взаимодействий и отноше­ний, осуществляющихся в рамках конкретного способа постановки и ведения дела, предпринимательской деятельности;
  • набор приемов и правил ре­шения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в про­шлом и подтвердивших свою акту­альность; эти правила, приемы, фун­даментальные гипотезы представля­ют собой отправной момент в выбо­ре работниками приемлемого спосо­ба действия, анализа и принятия ре­шений; члены организации не заду­мываются об их смысле, они рассмат­ривают их как изначально верные.

    «Организационная культура» — это явление в значительной степени более искусственное, чем нацио­нальная культура. Она сознательно формируется и реформируется людьми на предприятии, хотя это происходит достаточно медленно.

    Рассмотрим «организационную культуру» и ее развитие в метафоре «Дерево»

    Взяв за основу модель, предложенную Эдгаром Шайном, орга­низационную культуру можно рас­сматривать в трех «уровнях». Первый, самый очевидный «внешний» уровень культуры («КРОНА»: веточ­ки, листья, цветы и плоды в мета­форе «Дерево»), так называемые артефакты. На этом уровне человек сталкивается с физическими прояв­лениями культуры, такими, как ин­терьер офиса, наблюдаемые «об­разцы» поведения сотрудников предприятия, «язык» организации, ее традиции и обряды, ритуалы, практикуемые в особых случаях. Другими словами, «внешний» уро­вень культуры дает человеку воз­можность почувствовать, увидеть и услышать то, какие условия в орга­низации созданы для ее сотрудни­ков, и то, как люди в этой органи­зации работают и взаимодейству­ют друг с другом. Все, что в орга­низации имеет место на данном уровне, - видимый результат со­знательного формирования, культи­вирования и развития. Мы называ­ем этот уровень внешним и внут­ренним дизайном предприятия.

    Следующий, более глубокий, уровень организационной культуры - «подповерхностный» («СТВОЛ» в метафоре «Дерево»). Это тот самый уровень, изучение которого дает воз­можность понять, почему в организации существуют преимущественно такие условия для работы, отдыха сотруд­ников и обслуживания клиентов, почему люди в такой организации демонстрируют такие образцы по­ведения. Другими словами, «подповерхностный» уровень организаци­онной культуры - это ценности и нормы, принципы и правила, опре­деляющие внутреннюю и отчасти внешнюю жизнь организации. При­чем нормы и правила организации могут быть как закрепленными в документах и инструкциях, так и не­закрепленными. Главное, чтобы их реально принимали и разделяли ра­ботники. Формирование ценностей и норм, принципов и правил органи­зационной жизни является прерога­тивой топ-менеджеров организации.

    И наконец, самый глубокий уровень организационной культуры - уровень базовых предположений («КОРНИ», питающие «Дерево». Мож­но сколько угодно холить и лелеять листочки дерева и его ствол, но если корни не обеспечивают достаточно­го питания, вряд ли дерево будет разрастаться и зеленеть). Фактически речь идет о том, что принимается человеком на подсознательном уровне - это определенные рамки восприятия человеком окружающей действительности и существования в ней, то, как этот человек видит, понимает происходящее вокруг него, как он считает правильным поступать в различных ситуациях. В контексте организации речь идет преимущественно о базовых пред­положениях (ценностях) менедже­ров, поскольку именно они своими реальными действиями формируют организационные ценности, нормы и правила. Соответственно, работать на этом уровне организационной куль­туры можно только с самим менед­жером, если у него есть осознанная в том потребность и стремление рас­ширить и переосмыслить свои соб­ственные рамки и стереотипы. Из вы­шесказанного можно вывести глав­ное: реальное развитие организа­ционной культуры может происхо­дить только через развитие менед­жеров этой организации.

    Развитие менеджеров организа­ции - процесс длительный и слож­ный. Успех его зависит в большей степени от стремления человека к самосовершенствованию и развитию, нежели от внешних воздействий. В этом смысле задача организации сво­дится к тому, чтобы создавать усло­вия, стимулирующие развитие тех людей, которые уже работают в организации, и привлекать новых людей с высокой заинтересованно­стью (мотивацией) в саморазвитии. Фактически речь идет о формиро­вании в организации ценностей, норм и правил, подтверждающих значимость для организации разви­тия всех ее работников и определен­ной системы действий (процессов, процедур, ритуалов и обрядов), ко­торые будут поддерживать эти цен­ности в практической плоскости.

    Известно, что свод ценностей, правил и норм, регулирующих основ­ные вопросы работы с персоналом. называется кадровой политикой организации. Разработка и доведе­ние до работников кадровой поли­тики организации является прерога­тивой топ-менеджеров организации. Практическая ее реализация - зада­ча, решаемая и с помощью менеджеров, и с помощью службы персо­нала. А для этого необходимо одно­значное ее понимание и признание всеми менеджерами организации в качестве руководящего документа. Служба персонала фактически выс­тупает в качестве своеобразного «мостика» между топ-менеджерами с их видением того, какие ценности следует поддерживать и укреплять в организации, и сотрудниками органи­зации (в том числе линейными ме­неджерами), которые в своей дея­тельности уже усвоили для себя оп­ределенные стандарты поведения, взаимодействия, обучения.

    Недостаточно просто продекла­рировать ценности, нормы и прин­ципы. Очень важно, чтобы они были подкреплены тем, что:

    • топ-менеджеры постоянно де­монстрируют на личном примере их актуальность и значимость, выступа­ют в качестве «ролевой модели»;
    • они воплощены в норматив­ных и организационно-распоряди­тельных документах, в организации самого бизнеса;
    • не остаются без внимания как случаи невыполнения, так и случаи выполнения норм (порицаются, на­казываются или поощряются соответ­ственно).

    В формировании и развитии орга­низационной культуры на настоящий момент ключевой для российской действительности является роль службы персонала организации. Служба персонала призвана преоб­разовывать ведение генерального руководства, отраженное в кадро­вой политике (очень возможно, что и помочь отразит» его в нем), в реально работающие методические, нормативные и организационно-распорядительные документы. Именно ей отводится роль организатора обу­чения и развития работников.

    «Обучающийся» подход к развитию культуры организации.

    Сегодня одна из основных про­блем российских предприятий состо­ит в рассогласовании представлений об организации, ее целях и ценнос­тях у различных групп работников.

    Различаются:

    • видение настоящего и буду­щего генерального руководителя (либо владельца) предприятия;
    • представления на этот счет ключевых (важнейших) работников, в руках которых, по сути, находится судьба фирмы;
    • реальное состояние дел на предприятии, существующая на нем организационная культура.

    В центре этой проблемы лежит вопрос грамотного реформирования сложившейся на предприятии орга­низационной культуры.

    Достаточно часто видение руководства организации претворяется в действия, преобразуется в конкрет­ные программы и проекты без уче­та существующей организационно-культурной составляющей самого предприятия.

    В результате работники предпри­ятия, отстаивая обычный «уклад жиз­ни и деятельности», тем или иным образом противодействуют измене­ниям, посягающим на ценности сло­жившейся организационной культу­ры. И даже самые лучшие планы и проекты в итоге, теряют значитель­ную часть своей эффективности. Поскольку успех определяется не столько соответствием планов тем задачам, которые стоят перед орга­низацией, сколько готовностью и желанием ее работников эти планы и проекты реализовывать.

    Следовательно, проведение на предприятии изменений, влияющих на организационную культуру, требу­ет решения определенной последо­вательности задач. Можно выделить три основных направления работы:

    • диагностика (изучение) сло­жившихся на предприятии «органи­зационной культуры» и «субкультур» структурных подразделений;
    • определение и широкое рас­пространение перспективных органи­зационных ценностей, вытеснение де­структивных и низменных устремлений;
    • постоянное отслеживание про­исходящих изменений, осмысление полученного опыта и корректировка последующих действий.

    Результаты диагностики исполь­зуются для «взвешивания» нововведений и как отправная точка после­дующего изменения самой органи­зационной культуры.

    Далее идет поиск и селекция важ­ных для будущего «семян», подго­товка «почвы под посев» и т.д., дру­гими словами, проясняется будущая «организационная культура», разра­батывается и проводится стратегия движения к ней.

    В рамках последнего направле­ния развивается способность органи­зации «обучаться» на том, что дела­ется. Причем речь идет, прежде все­го, о познании и развитии самого «способа обучения»* организации. В действительности именно «способ обучения» организации определяет успех или неудачу в осуществлении проектов, соответствующих по слож­ности и масштабности проекту раз­вития организационной культуры.

    В целом можно выделить следующие наиболее важные особенности «обучающегося» подхода к раз­витию организационной культуры.

    Осуществлению любых серьезных преобразований в организации непременно должна предшествовать замена идейной составляющей организационной культуры на новую, активно разде­ляемую (или как минимум пассивно признаваемую). Следовательно, не­обходима большая, многоэтапная подготовительная работа перед лю­бым изменением организационных «рамок» (организационной структу­ры, системы статусов и т.п.).

    Изменение организационной культуры не есть относительно зам­кнутый процесс с заранее заданны­ми конечными параметрами и жест­кой структурой действий, это - открытый процесс. Следовательно, и осуществлять проект «Развитие организационной культуры» можно только с постоянным определением и переопределением как исходных обстоятельств, принимаемых во вни­мание, так и желаемых конечных результатов деятельности.

    • Важнейшим условием успеш­ности проекта «Развитие организа­ционной культуры» является инфор­мационная система, без искажений передающая информационное воздействие по внутренним каналам коммуникации и собирающая досто­верную информацию о состоянии организации.
    • Организационная культура не терпит жесткого воздействия, при котором она сама если и изменится,
    • то трудно предсказуемым образом, а люди окажут адекватное противо­действие, то есть соизмеримое с «грубостью» воздействия.

    Так как любое организационное изменение несет в себе элемент деформации, на который так или иначе следует ответная реакция куль­турного контекста организации, то это влияет не только на успех измене­ния, но и на успешность самой орга­низации; нет сомнения, что после­днее для бизнеса организации явля­ется первичным.

    Внимание!!!
    Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив сайт ЦП НГУ.

    Архив

  

С 8 по 14 июля 2003 года состоится 5-й, юбилейный, выездной психотерапевтический интенсив "Сибирское лето 2003", организуемый НУЦП НГУ и Сибирским филиалом Московского Института Гештальта и Психодрамы Дополнительная информация на сайте Центра Психологии НГУ
Внимание!!!
Приглашаем консультирующих психологов, психотерапевтов и студентов выпускных курсов психологического факультета на программу профессионального тренинга "ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ"


Рейтинг@Mail.ru