ТРЕНЕР КАК ПРОФЕССИЯ

Что такое тренинг, какими качествами должен обладать тренер-профессионал? Как обстоит дело в реальности, на российском рынке?
Не ошибиться с выбором обучающей программы и тренера Вам поможет эта статья.

Тренинг - курс активного обучения, состоящий из упражнений, их обсуждения, работы со спонтанным поведением человека в специально смоделированной или естественной ситуации. Это, прежде всего получение участниками непосредственного опыта. От жизненного он отличается только тем, что специально отобран и организован, поэтому лучше осознается и усваивается.

Обучаясь методом "проб и ошибок", человек потратит месяцы на то, что в хорошо спланированном тренинге может быть достигнуто за несколько дней.

В деловом мире тренинги давно стали ведущей формой обучения, поскольку эффективны и легко переводят знание - в умение и навык.

Для того, чтобы выстроить и воплотить практически этот процесс, нужен тренер-профессионал. Такому специалисту, в отличие от традиционного преподавателя, недостаточно владеть материалом (знаниями) и методикой его передачи. Его непростая роль требует дополнительных видов компетентности. Среди них:

- техническая компетентность: умение трансформировать цель, поставленную перед тренером компанией (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически;

- межличностная коммуникативная компетентность: развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей;

- контекстуальная компетентность: владение социальным контекстом, в котором существует профессия - тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;

- адаптивная компетентность: способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры;

- концептуальная компетентность: владение теми общепринятыми основами знания, на которых основана тренерская практика;

- интегративная компетентность: тренер может считаться компетентным в этом отношении, если в состоянии давать информированные профессиональные оценки - мыслить в логике профессии, принимать решения, решать возникающие проблемы так, как это принято в данной профессии - для этого необходимы все указанные выше виды компетентности, их своеобразный "сплав".

Как же обстоит дело в реальности?
На российском рынке тренер - это чаще всего, прошедший краткую переподготовку педагог или психолог, а иногда его базовое образование и вовсе не предполагает знания таких "мелочей", как, допустим, общие механизмы научения или стадии групповой динамики. В реальной практике порой критерием приема на тренерскую работу является хороший английский, внешняя презентабельность и способность бойко переводить "с листа" - с видеокассеты, в лучшем случае - тренинги по стандартным для данной компании программам. Те, кто работает от специализированных компаний, предоставляющих тренерские услуги, чуть в лучшем положении, поскольку их опыт неизбежно расширяется от заказа к заказу. Зато они практически не видят результатов своего труда и, как правило, не разрабатывают долгосрочных проектов: организации-заказчики, ориентированные на работу с приглашенными тренерами, часто придерживаются "дегустационной" тактики.

Многие тренеры, обладающие высокой технической и коммуникативной компетентностью, остро ощущают недостаток запаса "профессиональной прочности", возникающего только при подготовке, учитывающей все шесть направлений роста компетентности.

Разумеется, тренер-профессионал может принести своей компании намного больше пользы. Возникает вопрос: не сделает ли дополнительная профессиональная подготовка его "слишком умным" для той конкретной работы, которая нужна организации?

Как ни парадоксально, нет. Ибо наряду с компетентностью, настоящая профессионализация предполагает формирование определенных установок, которыми любая профессия должна вооружать "своих". Среди них:

- стремление к востребованности своего труда, установка на реалистическую оценку требований рынка и адаптацию к ним;

- профессиональная идентичность - степень, до которой человек разделяет, и глубоко усвоил нормы профессии;

- этические стандарты;

- стремление к совершенствованию основ своей профессии - степень осознания необходимости изучения процессов и продукта своего труда; эта установка может считаться развитой, если профессионал поддерживает исследования, ведущие к лучшему пониманию его предмета;

- мотивация к непрерывному обучению.

Что означает в реальности наличие у тренера компании не только всех необходимых видов компетентности, но и профессиональных установок? Прежде всего, то, что он чувствует себя "человеком на своем месте". Такой специалист готов гибко и во всеоружии встречать требования завтрашнего рынка или вызов, связанный с расширением организации. Ему незачем уклоняться от объективной оценки своей работы, поскольку его профессиональная самооценка устойчива. Он или она мотивирован к сотрудничеству с другими тренерами, поскольку обладает ясной профессиональной идентичностью. Например, тренер-профессионал хорошо понимает, когда лучше в интересах дела пригласить для выполнения конкретного учебного заказа "узкого специалиста" извне и может подобрать его для своей компании оптимальным образом. Более того, этот человек заинтересован в повышении престижности профессии, а не только устойчивости собственного положения, потому что намерен оставаться членом профессионального сообщества, и дорожит как своей репутацией, так и своими рекомендациями. Тренер-профессионал хорошо информирован о том, кто и что лучше всего делает на рынке тренерских услуг, каковы тенденции, новости и персоналии.

В сотрудничестве со службой персонала он помогает прояснению имеющихся в компании потребностей в обучении того или иного контингента. Его работа способствует опознаванию организацией своих стратегических целей и конкретных ближайших задач в области обучения персонала. Как следствие, формируется более ясный, мотивированный запрос на тренерские услуги и одновременное вытеснение с рынка "диких" тренингов, берущихся разрешить за два дня любые проблемы и обучить кого угодно и чему угодно.

Преимущества интерактивного обучения очевидны - потому оно и стало ведущим типом обучения в бизнесе. На российском рынке его перспективы огромны Тренеры с запасом профессиональной "прочности" и отчетливой "зоной роста" будут первыми в освоении этой целины.

Газета "Форум Карьеры" № 2 от 31.01.98 г. Перевод с английского. Авторы: КРОЛЬ Л.М., МИХАЙЛОВА Е.Л.

Внимание!!!
Подробно о проектах, программах и деятельности Научно-учебного центра психологии НГУ Вы можете узнать посетив сайт ЦП НГУ.

Архив

  

С 8 по 14 июля 2003 года состоится 5-й, юбилейный, выездной психотерапевтический интенсив "Сибирское лето 2003", организуемый НУЦП НГУ и Сибирским филиалом Московского Института Гештальта и Психодрамы Дополнительная информация на сайте Центра Психологии НГУ
Внимание!!!
Приглашаем консультирующих психологов, психотерапевтов и студентов выпускных курсов психологического факультета на программу профессионального тренинга "ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД В ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ"


Рейтинг@Mail.ru